Рукотворная связь времен

О башкирских женских украшениях

Ювелирное искусство имеет многовековые традиции и занимает важное место в прикладном творчестве башкирского народа. Сохранившиеся до нашего времени немногочисленные старинные образцы привлекают внимание разнообразными приёмами художественной обработки металла, богатым орнаментом, игрой самоцветов и натуральных камней.

Первые украшения появились в глубокой древности, задолго до новой эры. Начало развитию ювелирного искусства было положено после открытия в природе  золота, а позднее – и серебра. Человек научился обрабатывать золото и серебро, используя замечательные свойства этих металлов: они хорошо поддаются ковке, плавятся, вытягиваются в нити. Когда были открыты самоцветы, жемчуг, изобретена эмаль, их цветовая гамма стала использоваться для украшения предметов.

Драгоценные ювелирные украшения всегда были показателем богатства их владельцев. В глубокой древности массивный золотой обруч, надетый на шею вождя, выделял его и являлся символом власти. Обладание золотыми и серебряными товарами было предметом роскоши. На парадной одежде представителей знати во все времена использовались украшения из серебра и драгоценных камней. В сочетании с дорогими тканями они показывали статус и состоятельность человека. Благосостояние семьи, в виде украшений, бережно хранили и передавали по женской линии от матери к дочери.

Основную роль в орнаментации ювелирных украшений играют драгоценные и полудрагоценные камни. Помимо своего прямого назначения, ювелирные украшения, особенно включённые в них драгоценные и полудрагоценные камни, имели значение талисмана — оберега, приносящего удачу, счастье владельцу. Испокон веков камни занимали видное место в народной медицине, так как многие болезни рассматривались как действие демонов, с которыми следует бороться с помощью талисманов. В древних лечебниках особые свойства всегда приписывались, например, кораллам, любимым башкирами элементам украшений.

В конце ХVIII в. для большинства территорий нашего региона Екатерининский указ ввёл запрет на изготовление предметов из металла, поэтому металлические элементы украшений, которые раньше изготавливались ремесленниками, стали заменяться монетами. Эта политическая ситуация в башкирском крае отразилась и на традиции декорирования монетами деталей костюма, женских украшений, головных уборов, верхней одежды. Размещение монет на женском костюме и украшениях обладало определённым набором знаковых функций, по которым читалась вся социальная информация о человеке: государственная и/или конфессиональная принадлежность; богатство (при обилии в декоре костюма крупных серебряных монет), высокое имущественное положение семьи; принадлежность к престижной социальной группе; принадлежность к определённой половозрастной группе (девушки, молодые женщины). Монеты также служили оберегом — благодаря блеску драгоценного металла, изображению царственных особ и святых, гербового орла, созданию покрытия из ряда монет на груди, на лбу или у висков и т.д. Их обилие в костюме молодых замужних женщин демонстрировало богатство ее окружения, пожелания родных о ее плодовитости. Таким образом, комплекс женских украшений становится своего рода банком семьи. Например, нарядные нагрудники башкирских женщин из кораллов и серебряных монет ценились очень высоко. За это украшение, в приданом невесты, в конце ХIХ — начале ХХ в. отдавали корову или даже лошадь с жеребёнком.

Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником. Составные украшения в значительной мере определяли территориальные различия в башкирском народном костюме. Кроме серебра и кораллов использовались также сердолик, бирюза, перламутровые пластинки, морские раковины-каури, золотистый и коричневый янтарь, бисер, красное, зеленое, голубое шлифованное стекло. Кроме украшений собственного производства, башкиры покупали продукцию ремесленников Татарии, Кавказа, Средней Азии и стран Востока.

Подбор материалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкостный по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.
Сердолик использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традиции связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья.
Оберегом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию.

Выделкой металлических изделий и их декоративной отделкой обычно занимались кузнецы, которые, при наличии соответствующих умений, одновременно могли быть и ювелирами-художниками. Среди них выделялись серебряных дел мастера (көмөшсө).

ЮВЕЛИРНЫЕ УКРАШЕНИЯ В КОЛЛЕКЦИЯХ  СИБАЙСКОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ

Коллекция башкирского народного декоративно-прикладного искусства в Сибайском историко-краеведческом музее начала формироваться со времен создания музея. В коллекции музея количество женских украшений невелико, в основном сохранились элементы украшений, и насчитывает около 50 экспонатов. Из головных украшений подвески («сулпы», «суҡ»), накосники («ҡаралыҡ», «сәсмәү», «сәстәнкә», «арҡалыҡ», «сәсҡап», «сәс үргес») и   серьги («алҡа», «һырға»). Шейно-нагрудные украшения – затылочные заколки («елкәлек») и поясные застежки («ҡаптырма»), ожерелья («муйынса»), нагрудники («селтәр», «hаҡал», «яға», «муйынса», «башкиҙеү», «алмиҙеү»), наспинники (инhәлек), перевязи («әмәйҙек», «дәүәт», «хәситә»). Наручные украшения составляют  браслеты («беләҙек»), перстни и  кольца («балдаҡ», «йөзөк»).

Самый редкий экспонат в коллекции каптырма (ҡаптырма) — украшение в виде застёжки пряжки, с подвесками. Изготовлена из серебра. Бляхи имеют листовидную форму. Застежка украшена растительным орнаментом. Приобретена в 2018 году у Хусаинова А.З., жителя г.Сибай.

Накосник — часть женского головного убора, украшение косы. Имеет вид косоплётки, с шумящими привесками на концах. Был подарен жителем г.Сибай Ишмуратовым В.С в 2008 году.

Особой красотой и мастерством исполнения выделяются сулпы – украшения на косы. Ажурные серебряные сулпы прикреплялись к нижней части накосника сәсҡап и издавали при каждом движении мелодичный звон. Ещё в ХIХ – начале ХХ в. такой вид накосников, украшенный сулпы, был обязательным в праздничном костюме девушки и молодой женщины. Самые простые сулпы состояли из трёх-пяти монет, привязанных к шнурку. Экспонат подарен почетным дарителем музея Шафеевым М.Г.

Еще один образец башкирского ювелирного искусства – «звенящее» кольцо с двумя подвешенными царскими монетками, поступило в музей в 1996 году. Перстень башкирского изготовления представляет собой серебряное кольцо с припаянными к нему старинными царскими монетами.

Кольца башкирки носили исключительно серебряные, подобные обручальным, не более двух-трёх на руке. Перстни (йөҙөк), так же, как и кольца, покупались на базарах. Ценили башкирки перстни с сердоликом, как считали камень счастья. Серебряное кольцо башкирской работы, датированное ХIХ веком, имеет шлифованный цветной камень – сердолик. Подарено музею жителем г.Сибай Ишмуратовым В.С.

 

Те редкие народные украшения, которые хранятся в Сибайском музее, рассказывают о стремлении башкирского народа прикоснуться к красоте. Создав уникальные и неповторимые изделия, пусть и скромные на первый взгляд, но настолько трогательные и волнующие душу своей искренней простотой и неповторимостью, они оставили для нас бесценные произведения народного искусства.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.